Четыре легендарных приема монтажа

1. Резкая смена кадра/переход
Начальные кадры фильма “Город Бога” 2002 года невероятно стремительны и сумбурны. Это один из лучших примеров использования перехода.


 Если у вас есть образование в сфере кино, или даже если вы сами изучаете это искусство, вы по умолчанию будете встречать информацию о том, что при монтаже нельзя использовать переходы. Это хороший совет, но помните, что его не всегда следует соблюдать.
Вот что написано в Википедии:
Резкая смена кадра/переход — это прием монтажа, при котором два последовательных кадра с теми же объектами сняты из слегка различных положений камеры.
Легендарный режиссер и актер Жорж Мельес случайно применил прием перехода в 1896 году. Он решил запечатлеть улицы Парижа с помощью самодельной кинокамеры. В тот момент, когда он снимал автобус, едущий сквозь тоннель, у него заклинило камеру. А потом, когда пленка снова начала вращаться, автобус уже проехал, и его место занял другой транспорт.
Просматривая отснятый материал, Мельес был поражен получившимся эффектом — казалось, что автобус превратился в двуколку. Вспомнив про свой опыт в создании фокусов, Мельес использовал новый прием в своем фильме “Замок с привидениями”.
2. Параллельный монтаж
Фильм “Крестный отец” Фрэнсиса Форда Копполы — настоящий кинематографический шедевр. В этой саге о мафии множество легендарных сцен, но самая шокирующая из них — это убийства во время крещения.
Параллельный монтаж — это прием монтажа, при котором два или более действий на двух отдалённых локациях монтируются параллельно в одной сцене. Раньше всех этот прием стал применять Дэвид Уорк Гриффит, он использовал его еще в 1909 году. Д.У. Гриффита часто называли отцом современного монтажа, то есть монтажа, при котором сохраняется целостность сюжета.
После ошеломляющего успеха фильма “Рождение нации” Гриффита часто критиковали (и довольно справедливо) за то, что он поместил на первый план расистские стереотипы и прославил Ку-клукс-клан. В ответ на критику в 1916 году он создал легендарное немое кино “Нетерпимость”.
Несмотря на то, что фильм провалился в прокате, его влияние на киноискусство неоценимо. Фильм был создан с помощью параллельного монтажа. Действие всех сюжетных линий происходило в разных веках, и у каждой из них была своя цветовая гамма.

3. Эффект Кулешова
Самое легендарное убийство в истории кино — это сцена из “Психо” Альфреда Хичкока. Зрители были в ужасе от этой жестокой сцены убийства, но на самом ли деле она так ужасна? Вовсе нет. Все дело в монтаже.

После революции 1917 года большевики пытались найти средство массовой коммуникации с народом. Они решили действовать с помощью фильмов. Крупская, жена Ленина, возглавляла комитет, указом которого в 1919 году была учреждена Московская школа кино. Среди первых преподавателей этой школы был и Лев Кулешов.
Кулешова считают одним из первых теоретиков в области киноискусства. В отличие от своих предшественников, монтирующих фильмы по привычке, Кулешов исследовал киномонтаж и его влияние на зрителя. “Нетерпимость” Гриффита дошла до России в 1919 году и имела ошеломляющий успех во всей стране. Московская школа кино занялась исследованием этого фильма, чтобы понять влияние монтажа на зрителя. Эти исследования позже стали называться “Советской теорией монтажа”, в которой они определили, что именно монтаж, а не содержание кадров, определяет силу влияния фильма на аудиторию.
Чтобы доказать свою точку зрения, Кулешов провел эксперимент. Он совместил несвязанные кадры с лицом актера, с тарелкой супа и с женщиной в гробу, и с женщиной на диване. Он показывал лицо актера в виде реакции на другие кадры. Несмотря на то, что он использовал один и тот же кадр с лицом актера, зрители по-разному реагировали на него в каждом примере. Было доказано, что сюжет разворачивается в голове у зрителя, а не на экране.
В видео, приведенном ниже, Хичкок объясняет эту теорию.
4. Интеллектуальный монтаж
Примером использования двух различных изображений для создания мощного внутреннего диалога может служить простой пример из “Космической одиссеи” Стэнли Кубрика. За одно мгновение мы устремляемся на миллионы лет в будущее, и пытаемся осознать, насколько жизнь усовершенствовалась за это время.
Студент Кулешова Сергей Эйзенштейн взял за основу советскую теорию монтажа. Он считал, что правильный монтаж может влиять на зрителя далеко за пределами изображения, идущего на экране. С помощью множества изображений можно создать “нечто третье”, нечто лучшее, чем все они по отдельности.
Эта идея наилучшим образом представлена в его фильме “Броненосец Потемкин”. Кадры с одесской лестницей — пропаганда в чистом виде, хотя русский зритель не сразу это признал за пропаганду. Зритель соединяет в голове картинку с марширующими солдатами и убегающими мирными жителями, чтобы создать “нечто третье”. В данном случае это ощущение беспомощности. Затем это ощущение беспомощности не поддерживается во время просмотра следующих кадров. Чувство беспомощности и солдаты, стреляющие в толпу, рождают мысли о тирании власти.

Комментарии