ВЕЛИКИЕ МУЗЫКАНТЫ И КОМПОЗИТОРЫ

что такое джаз?

В понимании современного большинства это что то непонятное, что то замудренное и не совсем благозвучное и в тоже время благородное и волнующее. что то аристократичное и напыщенное, изощренное и закрытое. Либо наоборот, что то негритянское и грязное, такое откровенное и пугающе распущенное... Кто то скажет что джаз это музыка негров, кто то - сладкая музычка для беззаботных танцев, кто то назовет это гармоническим извращением, ну а кто то говаривал что после прослушивания джаза происходят неосознанные позывы к продаже родины... Вобщем, сколько людей, столько и мнений.
почему бы это?

Все просто - ни один музыкальный стиль не может похвастаться такой широтой приемов, легкостью подачи и запутанной сложностью узоров и ходов, мелодических решений. Кто же кроме джазменов может похвастаться искусством тонкой и одновременно расхлябанной, кажущейся порой небрежной, но захватывающей и единственной, неповторимой, оттого особенно волшебной и близкой, импровизации, рожденной вот прям тут, на твоих глазах!
Какое музыкальное направление может гордится такой большой гаммой стилей и разновидностей: блюз - прародитель джаза - кабаки и бедные кварталы, dry-джаз - небольшие, весьма не дешевые клубы для ценителей, академический джаз - везде и всюду можем встретить его отрывки - помните аранжировку мелодии "Спят усталые игрушки" ? , acid - джаз и бесчисленные вариации с электроникой, афро-кубано, босса-нова, латинская музыка - стали известны после "облагорожения" их в свое время джазовыми стандартами. А влияние его на развитие современной музыки просто огромно - больше половины направлений это и есть дальнейшее развитие некоторых гениальных идей некоторых гениальных людей.

так кто эти люди вершащие историю?
один из них




Дюк Эллингтон
американский пианист, композитор (1899-1974)

Бэндлидер, композитор, пианист и аранжировщик, играл в разных стилях, в их числе: оркестровый джаз, свинг, прогрессивный биг-бэнд, стандартный джаз, кроме того он записывал музыку для кинофильмов. Эллингтон вошел в историю джаза как самый значительный композитор, а также в качестве бэндлидера, возглавлявшего свою большую группу почти 50 лет. Удивительным образом музыкант использовал группу как лабораторию для собственных музыкальных экспериментов, но в то же самое время давал другим музыкантам возможность продемонстрировать их индивидуальные таланты. Вероятно поэтому многие участники оркестра оставались с Эллингтоном на очень длительный период. Эллингтон также много писал для телевизионных и театральных постановок, его инструментальные темы становились песнями, принимаемыми за стандарт мастерства и качества.
«Эллингтон играет на рояле, но его настоящий инструмент — оркестр,— говорил об Эллингтоне его помощник, «альтер эго» знаменитого музыканта, Билли Стрейхорн.— Каждый музыкант оркестра для него — источник эмоций, которые он смешивает причудливо и необычно, чтобы добиться того, что называют «эффектом Эллингтона»...»
Год за годом выступая в турах, Эллингтон интенсивно записывался, результатом чего стала огромная дискография, полностью так и не выпущенная даже спустя 35 лет после его смерти. Дюк Эллингтон был сыном дворецкого из Белого Дома, Джэймса Эдварда Эллингтона, поэтому вырос в достаточно комфортных условиях. Начал изучать пианино в возрасте семи лет, а уже в десять стал писать музыку. В 1917 бросил занятия в средней школе, чтобы полностью отдаться музыкальной карьере.




Вначале Дюк играл исключительно в группах Вашингтона, округ Колумбия, но в сентябре 1923 его тогдашний коллектив Washingtonians переехал в Нью-Йорк, где снискал популярность выступлениями в Times Square The Hollywood Club (переименованном затем в The Kentucky Club). Первая запись группы датируется 1924, в то время коллектив пробовал выпускаться на разных лейблах, а музыканты использовали разные псевдонимы. Таким образом, многие крупные лейблы сейчас достаточно уверенно заявляют, что на их записях того времени есть сам Дюк Эллингтон.
Постепенно коллектив разрастался, а лидерство перешло к Эллингтону. Стиль, который он тогда играл, было принято называть jungle, хитрые аранжировки часто акцентировали неприятно резкие и громкие звуки трубача James "Bubber" Miley. Хорошим примером этого может быть первая песня авторства Эллингтона East St. Louis Toodle-oo, выпущенная в 1926 и ставшая первым синглом на лейбле Columbia, попавшим в чарты после перезаписи в 1927.
4 декабря 1927 команда Дюка Эллингтона перебралась в Верхний город, в гарлемский The Cotton Club. Их пребывание в известном клубе длилось более трех лет и сделало имя Эллингтона чуть ли не национальным достоянием. В значительной степени способствовали популярности трансляции музыки группы в радиопрограммах. В 1928 Эллингтон отметился двумя двойными хитами на разных лейблах, это были Black and Tan Fantasy/Creole Love Call и Doin' the New Low Down/Diga Diga Doo. В1929 вершины хит-парадов оккупировала композиция The Mooche.



Летом 1929, не прекращая играть в The Cotton Club, Эллингтон с группой отправился выступать в музыкальном шоу на Бродвее Show Girl (на музыку Джоржа Гершвина). Следующим летом группа берет отпуск и отправляется в Калифорнию, попутно снимаясь в фильме Check and Double Check. После группа выпускает очередной хит Three Little Words, с участием Bing Crosby и Rhythm Boys на вокале. В феврале 1931 группа Эллингтона покинула The Cotton Club и начала тур, который закончился, по большому счету, только через 43 года, в момент смерти лидера.
В то же самое время, в 1931, Эллингтон попал в пятерку лучших хитов с инструментальной вещью Mood Indigo. Песни Rockin' in Rhythm и Creole Rhapsody попали в чарты от лейбла Brunswick. Запись того же года Limehouse Blues стала хитом лейбла Victor. Чуть позже вышел еще один хит It Don't Mean a Thing (If It Ain't Got That Swing) с гостевым вокалом Ivie Anderson, выпущенный снова на Brunswick.
Стоит учесть, что все эти песни стали популярными еще за 3 года до официального зарождения свинговой эры, так что Эллингтон во многом определил стиль и даже дал ему название. Следующим прорывом в хитпарады стала песня Sophisticated Lady, инструментальная версия которой вышла на одной пластинке с Stormy Weather, также хитом из первой пятерки мартов.
Записывая хит за хитом, The Ellington Orchestra также участвовал в съемках кинофильмов, например таких, как Murder at the Vanities, Belle of the Nineties. Примечательной была запись саундтрека к Many Happy Returns.




Осенью 1934 коллектив снова попадает в десятку лучших с песней Saddest Tale, а в следующем году отмечается хитами Меггу-Go-Round, Accent on Youth и Cotton. Даже становясь все более амбициозным, что естественно, Эллингтон не покидал хит-парадов — в 1936 он записал очередные хиты Love Is Like a Cigarette и Oh Babe! Maybe Someday. В том же 1936 группа возвращается в Голливуд, где записывает музыку для фильмов A Day at the Races и Hit Parade (1937).
В то же время группа выпускает очередной хит Scattin' at the Kit-Kat и просто классическую свинговую вещь Caravan, написанную вместе с тромбонистом Juan Tizol. Кроме того, Эллингтон продолжал пробовать себя в сочинении больших инструментальных работ, вроде Diminuendo in Blue и Crescendo in Blue.
Очередная попытка сотрудничества с Ivie Anderson была не менее успешна, чем предыдущая — хит за 1938 год назывался If You Were in My Place (What Would You Do?), а в апреле того же года Эллингтон в третий раз попал на верхнюю строчку хит-парадов с ин-струменталом I Let a Song Go out of My Heart. He пропадая надолго, в ноябре он записал еще один хит, собственную версию известной британской песни Lambeth Walk.

http://gorod.tomsk.ru/uploads/48529/1279025716/220px_Ellington5.jpg

В 1943 году оркестр Дюка Эллингтона дал концерт в «Карнеги-холл». Весь сбор от концерта пошел в фонд сражавшегося против фашизма советского народа. Оркестр Эллингтона стал первым негритянским коллективом, допущенным на знаменитую сцену.
В 40-е и начале 50-х годов Эллингтон увлекся крупными концертными произведениями, причем настолько, что написал несколько оркестровых сюит и три концерта духовной музыки. Эти произведения, сами по себе весьма интересные, все же означали в чем-то отход от джаза, и, соответственно, несколько поутихло внимание публики к творчеству Дюка Эллингтона. Как следствие, поползли вниз гонорары, и это прибавило Эллингтону хлопот. Содержать оркестр при малых заработках было невозможно, Дюк вынужден был думать, как снова привлечь к оркестру внимание джазовой публики.
Это с блеском получилось в 1956 году на джазовом фестивале в Ньюпорте. Саксофонист оркестра Пол Гонсалвес так исполнил соло в одной из пьес Эллингтона, что публика просто взревела от восторга. Немудрено, что после этого фестиваля имя Дюка Эллингтона снова оказалось у всех на устах, а фотография Дюка украсила обложку журнала «Time».

Дюк Эллингтон как-то сказал: "У меня два дня рождения 29 апреля 1899 и 7 июля 1956". Первое событие произошло в Вашингтоне в достаточно обеспеченной негритянской семье Джеймса и Дэйзи Эллингтон, а второе на Ньюпортском джазовом фестивале.
Джазовые фестивали только начинали свое шествие по планете. Первые состоялись в Ницце (1948) и Париже (1949), американцы же раскачались только через пять лет, сделав джазовой столицей небольшой курортный городок Ньюпорт (штат Род Айленд). Программа фестиваля 1956 года упорно подчеркивала ведущую роль малых импровизационных ансамблей, а биг-бенды считались символом давнего довоенного времени, когда джаз был скорее развлечением, нежели искусством.
Эллингтона пригласили на фестиваль как бы из уважения к прошлым заслугам и поставили его оркестр последним в программе, предоставив таким образом публике, не желающей предаваться ностальгии, возможность уйти. Дюка это не смутило. Он предложил слушателям старую, написанную еще в 1937 году композицию "Diminuendo and Crescendo in Blue", вытолкнул к микрофону Пола Гонзалеса, который двенадцатиминутной импровизацией на тенор-саксофоне, поддержанной мощью отлично свингующего бенда, не только удержал публику на своих местах, но и довел ее до экстаза.



В 1968 году Дюку Эллингтону было уже под 70, оркестр почти сплошь состоял из «старичков». Интересно, что коллектив по-прежнему отличался высотой духа и отличным исполнением весьма бодрой свинговой музыки.
Дюк Эллингтон — автор многих знаменитых пьес: «Caravan» (в соавторстве с X. Тизолом), «Solitude», «Satin Doll», «Mood Indigo» и множество других, всего — около 2000. В сентябре—октябре 1971 года этот оркестр приезжал на гастроли в СССР, выступил в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске. Встречался Эллингтон с А. Хачатуряном и другими прославленными советскими музыкантами.



Дюк Эллингтон всегда был превосходным мелодистом. Кроме сочинительства, он увлекался трансформацией известных мелодий, всегда оставаясь в рамках эксперимента. Он постоянно стремился выйти за рамки известных джазовых стереотипов, и это ему удавалось. Разрушая шаблоны, он всякий раз находил что-то новое. Оно приводило к развитию джаза, двигало вперед популярную музыку XX века.
Скончался Дюк Эллингтон 24 мая 1974 года.




Итак, Эллингтон — джазовый композитор, лидер одного из лучших биг-бендов Америки, баловень судьбы, всю жизнь ощущавший признательность слушателей пяти континентов и внимание коронованных особ и государственных деятелей. Еще в юности он примирился с расовой дискриминацией и не обижался, когда усиленно рекламируемые белые оркестры имели незаслуженно больший коммерческий успех ("что поделаешь, так устроен мир..."), и в то же время бывал горд, когда его, цветного музыканта, с почестями принимали белые снобы. Он умел парировать выпады, был красноречив и остроумен. Когда с ним заговаривали о джазе, он удивлялся: "Я не знаю, что такое джаз. Я играю музыку моего народа".

Эллингтон вошел в мир джаза в такое время, когда каждый музыкант становился частью обширного мира развлечений. Джазмен первой половины века — это, как правило, очаровательный джентльмен, улыбающийся денди. "Герцог" Эллингтон соответствовал этому образу. Свой дежурный комплимент — "Love You Madly" ("Я вас безумно люблю"— так называется одна из мелодий Эллингтона) — он повторял по любому поводу почти ежедневно. Конечно, у него были трудности, недомогания, утраты. Но он был искренним оптимистом, всегда стремился нести людям радость. И это ему удавалось.



Комментарии